.

суббота, 22 августа 2015 г.

«Чего хочет издатель»: инструкция для новичка в детской литературе


Сегодня в московском парке искусств Музеон состоялся мастер-класс детского издательства «Аквилегия-М». Мероприятие для начинающих авторов прошло в рамках культурного фестиваля «Городской сюжет», приуроченного к Году литературы.

К 14.00 в небольшом белом шатре собрались молодые, а по большей части – очень молодые люди, жаждущие узнать тайный рецепт приготовления блюда под названием «детский писатель».
Встреча началась с выступления главного редактора издательства "Аквилегия-М" Владимира Геннадьевича Митина, который в дружелюбной и слегка шутливой манере рассказал об основных ошибках начинающих авторов и порекомендовал придерживаться следующих правил.
Во-первых, всегда сопровождайте файл с рукописью, которую вы отправляете в издательство, заявкой. Начните письмо-сопровождение с приветствия («Иногда авторы забывают об элементарной вежливости», – с сожалением отмечает В.Г. Митин), расскажите немного о себе. Если ваши произведения были отмечены на конкурсах любого уровня – национальных, региональных, городских (хотя бы вошли в лонг-лист) – обязательно сообщите, не стесняйтесь. Если публиковали рассказы, сказки в периодических изданиях – тоже укажите.
Во-вторых, желательно составить синопсис (краткое изложение произведения) – достаточно подробный, чтобы заинтересовать издателя (не просто: «героя ждут захватывающие приключения» и на этом точка, а конкретизировать – куда попадает, что за приключения), и при этом лаконичный, не более 3 страниц.
В-третьих, учтите, что ваше произведение должно быть динамичным, захватывать буквально с первых страниц – если первая глава вялая, затянутая, вряд ли читатель пойдёт дальше. Современная аудитория, в особенности юная, не может позволить себе «роскошь» пробираться через 30-40 страниц неспешных описаний, прежде чем действие начнет развиваться – другие времена, другой темп восприятия информации.
В-четвёртых, не заявляйте издателю о том, что написали книгу-сериал, что у вас есть задумки для …надцатого тома – прежде всего нужно выпустить одну книгу, а уже дальше, по реакции читателей, можно будет судить – стоит ли продолжать «в том же духе». Вообще выпуск первой книги – дело ответственное, по ней во многом формируется отношение к данному автору, от неё зависит восприятие его книг в дальнейшем.

«Мастер-классную» эстафету от главного редактора приняли детские писательницы, лауреаты и финалисты «Новой детской книги» и Всероссийского конкурса «Книгуру», чьи книги издаются «Аквилегией-М»: Дарья Доцук, Майя Лазаренская и Ирина Костевич.



Дарья Доцук – автор книг «Я и моё чудовище», «Мандариновая пора»

Писательские секреты Дарьи Доцук: первые шаги
Секрет № 1. Составляем крепкое резюме для сопровождения рукописей, направляемых в издательство: укажите наличие профильного образования (филологическое, журналистское), участие в семинарах и мастер-классах детских писателей, сообщите о номинациях в литературных конкурсах, публикациях в периодике.
Секрет № 2. Начинайте оттачивать писательское мастерство с маленьких произведений – пишите сказки, рассказы, отправляйте их в редакции детской периодики (газета «Школьник», журналы «Миша», «Мурзилка», «Костёр» и другие, обратите внимание и на электронные журналы, например «Электронные пампасы»).
Секрет № 3. После того, как немного набили руку на коротких текстах, принимайте за повести и отправляйте их на конкурсы: «Книгуру», «Новая детская книга» (издательство «Росмэн»), конкурс имени Сергея Михалкова, конкурс имени Владислава Крапивина. Издательство «Аквилегия М» тоже проводит конкурс – «Новая сказка». А потом можете взяться и за крупные формы – например, романы в жанре фэнтези.

Майя Лазаренская – автор книг «Осторожно, фокус!», «Конкур в ритме солнца»

Писательские секреты Майи Лазаренской: продвижение изданных книг
Секрет № 1. Проще продавать книги, изданные в рамках серий, например «Современная проза» (издательство «Аквилегия М») – читателям знакома определённая серия, и они готовы покупать даже книги новых авторов.
Секрет № 2. Писателям, издающимся вне серий, приходится труднее. Что же делать? Заниматься самопродвижением. Сделайте своё имя узнаваемым ещё до того, как книга выйдет в свет. Интернет-технологии, социальные сети предоставляют для этого много возможностей: размещайте свои произведения (или их фрагменты) на литературных порталах, таких как Проза.ру, Самиздат, создавайте паблики (например, сама Майя в содружестве с другими детскими авторами - Тоней Шипулиной, Эльвирой Смелик, Ладой Кутузовой, Юлией Венедиктовой развивает группу BookZzza), разыгрывайте книги за репост сообщения. Интересный анимированный буктрейлер также способен привлечь внимание читателя. Кстати, существуют конкурсы буктрейлеров, куда можно отправить ваш ролик. Если вы планируете не останавливаться на одной книге, а заниматься писательским трудом «всерьёз и надолго», вам необходим авторский сайт – живой, постоянно наполняемый новым контентом.
Секрет № 3. Просите друзей, знакомых оставлять в Сети отзывы на вашу книгу. В конце концов эти сообщения увидят и незнакомые люди.
Секрет № 4. Проводите читательские встречи с детьми и их родителями – в школах, библиотеках, книжных магазинах, больницах. Посетите подобные мероприятия уже известных писателей, чтобы получить представление, как они организуются. Готовиться нужно тщательно: продумайте план беседы с аудиторией, заготовьте увлекательные, смешные истории и короткие тексты для чтения, спланируйте викторины и другие творческие занятия, в которые интересно вовлечь детей. Подумайте о фразах-пожеланиях и подписи для автографов. И приготовьте какие-нибудь приятные памятные мелочи для участников встречи: календарик, визитка, книжная закладка с цитатами из вашей книги.

Ирина Костевич – автор книг «Мне 14 уже два года», «Предатели»

Писательские секреты Ирины Костевич: о статусе писателя
Секрет № 1. В литературных конкурсах главное – не премия, а возможность встречи с издателем, возможность развивать своё мастерство – разумная строгая критика даёт автору очень многое.
Секрет № 2. Слово «писатель» производит на окружающих завораживающее впечатление. От писателя ждут умных слов, относятся к нему с особым уважением. Писатель должен быть примером.
Секрет № 3. Автору необходимо постоянно воспитывать и поддерживать особое состояние духа, творческое видение. Почитайте книгу Марины Москвиной «Учись видеть» - она об этом.

И напоследок редактор издательства "Аквилегия-М" Мария Семёнова посоветовала молодым авторам повышать свою грамотность, обращаясь к словарям и справочникам. Словесная форма, в которую облекается повествование, не менее важна, чем содержание книги.

P.S. Отличная встреча, заряжающая молодых авторов энергией и вдохновением. После завершения мероприятия участники могли приобрести книги издательства «Аквилегия-М» по специальным ценам и задать вопросы писателям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий